Интерьер в стиле рококо

История стиля рококо

Интерьеры в стиле рококо – словно кокетливые женщины: украшены декором из камней в виде ракушек и буйной растительности, с акцентами золота, изредка серебра. Женственный и ассиметричный, романтичный и утонченный, изящный и элегантный рококо стал завершающей фазой пышного и чрезмерного барокко. Это было закономерным этапом в развитии истории стилей после длительного господствования мужественного и симметричного тяжеловесного барокко.

Стиль рококо зародился во Франции в 30-х годах ХVIII столетия и распространился по Европе. Италия, Германия, Австрия, Англия, европейская часть России также стали жертвами страсти по рококо. Именно Франция максимально повлияла на развитие рококо и внесла самые яркие стилеобразующие элементы, присущие этому историческому направлению. Бурный подъем французской экономики при правлении короля Людовика XV, нравы и обычаи, а также мировоззрение французской аристократии того времени и французское слово «rocaille» (украшение из раковин или драгоценных камней) остались в истории мирового искусства как стиль рококо.

рококо

Пышность и изящество рококо

При относительной строгости внешнего облика здания в стиле барокко интерьер рококо отличался особой пышностью изяществом и уютом.

Помещения в нежных, пастельных тонах, изящно декоративные, отличались пространственной свободой и были проникнуты духом комфорта и вниманием к личному удобству. Колористика стиля – белое в сочетании с голубым, с серо-голубым, нежно-зеленым, розово-жемчужным, оливковым, желтовато-золотистым – обогащалась тонированным или матовым золотом, иногда серебром. Во время господствования рококо появились новые типы помещений: будуары, интимные кабинеты. Планировка и геометрия помещений, так же как и декор, вырываются на свободу из-под влияния канонов.

В рококо-интерьерах преобладает свободная планировка, т.е. комнаты располагались не анфиладой. Геометрия комнат смягчалась, и все чаще появлялись овальные или с закругленными углами комнаты, где линии падуг (падуга – криволинейная поверхность над карнизом в комнатах и залах, служащая переходом от стены к поверхности потолка, плафона) усиливали состояние интимности и создавали ощущение защищенности от внешнего мира, словно в морской ракушке.

В интерьерах рококо ордер практически не использовался. Внутренние помещения изобиловали сложнейшими лепными и резными узорами с завитками и позолотой, раковинами, масками амуров, буйно стелющимися по стенам и потолкам цветочными гирляндами, живописными и скульптурными панно в замысловато изгибающихся обрамлениях с зеркалами причудливых очертаний. Рельеф декоров рококо неглубокий, он не привязан к рапорту и вызывает чувство зыбкости, впечатление – что перед нами живое растение, способное в любой момент изменить траекторию своего движения на пути к солнцу. Огромное количество зеркал и больших окон создавало легкость и воздушность, наполняло светом комнаты, усложняло и деформировало структуру помещения и тем самым создавало атмосферу карнавальной сказочности и эйфории.

Эмоциональное состояние усиливалось предметами интерьера, завезенными из Китая. Популярным был в те времена стиль chinoiserie (шинуазри), и повальное увлечение «китайщиной» вносило в интерьер восточное влияние. Владельцы дворцов и роскошных особняков считали своим долгом иметь в доме «китайский зал», устроить галерею китайского фарфора в обстановке китайской мебели. Европейский фарфор был тогда на стадии зарождения и не имел такой популярности, как китайский. Изящный фарфор китайских мастеров отлично вписывался в рококо-интерьер, так как обладал изысканностью и утонченностью. Еще одна новинка того времени, привезенная из Китая, – бумажные обои – были так же популярны для оклейки стен в те времена, как и в наши дни.

В ХVIII веке во Франции в связи с активным ростом производства и акцентирования на реальных потребностях человека мебель также проходит свою эволюцию в сторону удобства и разнообразия, уменьшения размеров, появления динамики и изгибов, формы утрачивают величественность и монументальность.

При изготовлении мебели, а также при декорировании убранства дворцов и особняков активно применяли самые дорогие и материалы: экзотические породы деревьев, мрамор, бронзу, золото, гобелен, шелк.

В особняках французских и итальянских аристократов, где господствовал культ роскоши и богатства, дверные проемы, полы, колонны, алтари и порталы каминов делались из золотисто-желтого каррарского мрамора или яркого кальцита разнообразных оттенков. В России использовались серый сердобольский гранит, яшма, цветной искусственный или натуральный мрамор. Различные сорта мрамора мастерски сочетались и изобиловали позолотой, резьбой и украшениями. Полы преимущественно были паркетные (из-за климатических особенностей и доступности материала).

Портал камина, один из главных декоративных элементов интерьера, обычно мраморный или отделанный стукко (итал. stucco, франц. stuc, нем. stuck – искусственный мрамор из полированного гипса с добавками), был гармонично вписан в общую пластику декора оформления стен. Каминная полка была достойным местом для экспозиции утилитарных предметов – канделябров, настольных часов, подсвечников и ваз.

Франция также была лидером по производству изделий из золоченой бронзы и основным поставщиком двора. Люстры, бра, настенные и настольные часы, канделябры, каминные таганы, а также орнаментальные накладки для мебели в виде причудливых завитков являлись прекрасным дополнением для создания рококо-интерьера и были востребованы во многих странах.

В начале ХVIII века постепенно прекращается строительство крупных дворцовых сооружений, и внимание архитекторов привлекает строительство городских и загородных домов особнякового типа. Частные заказчики с их потребностями хорошо и комфортно жить ставят перед архитекторами новые задачи. Фокус внимания перемещается на интерьер, и, как следствие, рождается стремление к достижению гармонии и стилистическому единству всех компонентов интерьера: декора стен и потолков, форм мебели и аксессуаров, расцветок драпировочных и обивочных тканей и пр.

Для мастеров, работавших в стиле рококо, заметна виртуозная легкость и утонченность исполнения, гармонично найденный баланс между изысканностью и простотой, формой и масштабом образа.