Строительство подземной стоянки
Строительство подземной стоянки

Подземная стоянка для машин

При строительстве подземной стоянки любой девелопер должен быть готов к проведению трудоемких работ по устройству свайного поля, гидроизоляции и т.д., а также к огромному количеству незапланированных расходов. Также немало времени придется потратить на проведение различных проектных работ. «Иногда, прежде чем приступить к реализации проекта подземного сооружения, заказчик тратит несколько лет только на инженерные изыскания», – отмечает заведующий кафедрой оснований и фундаментов Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения профессор Владимир Улицкий1. Как иногда шутят строители, стоимость возведения таких сооружений определяется количеством пачек денег, уложенных по желаемой глубине автостоянки.

Впрочем, сегодня есть возможность немного сэкономить: благодаря научным изысканиям появились новые эффективные и сравнительно недорогие методы возведения подземных сооружений. Например, уже несколько лет популярна технология Jet Grouting. Ее сущность заключается в использовании энергии высоконапорной струи цементного раствора для разрушения и одновременного перемешивания с ним грунта.

Такой способ позволяет избежать ударных нагрузок и снизить их негативное воздействие на фундаменты близко расположенных зданий и сооружений. Это дает возможность применять данный метод в исторических центрах различных городов (есть опыт подобного строительства и в российском Петербурге), не опасаясь за судьбу зданий.

Гораздо меньшие сроки и деньги понадобятся для многоярусного «надземного» паркинга. «Например, паркинг из легких металлических конструкций изготавливается меньше чем за три месяца, с учетом проектирования и производства составляющих элементов, – говорит Сергей Чернышев, генеральный директор российского подразделения компании Ruukki, европейского поставщика комплексных решений из металла для строительства и машиностроения. – При этом заказчику предлагаются как варианты эконом-класса, так и утепленные паркинги, в том числе с автоматической системой парковки автомобилей».

Механизированные парковки, несмотря на свою первоначально более высокую стоимость, являются, тем не менее, выгодным решением. Традиционно значительную часть паркинга «съедают» подъездные пути и зоны маневрирования. Автоматизированный паркинг переносит автомобиль на необходимую высоту с помощью систем лифтовых платформ: тем самым, за счет упрощенной системы размещения машин, экономится огромное пространство.

Один из первых автоматизированных паркингов в России был возведен весной этого года на территории телецентра «Останкино». Внешне он выглядит как 9-этажная стеклянная башня: автомобиль заезжает на первый этаж, и в дело вступают четыре скрытых в конструкции электродвигателя, которые поднимают платформу с машиной, как на карусели, наверх. Для поднятия на последний этаж требуется всего 50 секунд.

Подобный принцип может использоваться и в подземных паркингах, однако внедрение такого решения обойдется дороже, чем «на земле».

Капитальная стоянка

Стоимость паркинга, как правило, становится ключевым моментом в выборе той или иной технологии. «Бюджет возведения подземного паркинга за 1 кв. м подземной площади составляет около 600-800 долларов, в то время как наземный структурированный паркинг обошелся бы в 300-400 долларов за квадрат. Оснащение подземной части здания механизированной парковочной системой обойдется от 4 000 до 12 000 евро за машиноместо», – такие данные приводит Наталья Рагозина, заместитель директора отдела стратегического консалтинга компании Jones Lang LaSalle2, предоставляющей консультационные услуги в области коммерческой недвижимости.

Стоимость подземных работ такова, что этот тип паркингов традиционно более актуален для элитной категории заказчиков: владельцев дорогой недвижимости, арендаторов офисов класса «А». Также подземные паркинги используются там, где в силу определенных причин применение иных вариантов размещения автомобилей невозможно.

Для основной категории автовладельцев наиболее доступными являются все же наземные решения. В настоящее время в Москве и иных городах страны рассматривается вопрос строительства недорогих парковок. «Это будут типовые паркинги высотой до четырех этажей. Стоимость машиномест там должна быть вполне подъемной – не выше стоимости автомобиля (10-12 тысяч долларов)», – отмечает мэр Москвы Юрий Лужков, комментируя реализацию городской программы «Народный гараж».

Приведенная столичным градоначальником стоимость является вполне реальной. «Цена за машиноместо в открытых паркингах Ruukki составляет в среднем 280 тысяч рублей, – говорит менеджер компании Андрей Егоров. – По нашим расчетам, себестоимость одного машиноместа в подобном случае примерно на 70% ниже, чем в подземных паркингах. Также применение металлоконструкций позволяет уменьшить затраты на строительство и по сравнению с использованием железобетона».

В целом решение проблемы парковки автомобилей в прямом смысле выгодно не только для их хозяев, но и муниципальных властей, поскольку нехватка мест для парковки приводит к серьезным транспортным затруднениям. «Ущерб от автомобильных пробок в Москве составляет порядка 39 миллиардов рублей в год.