Марокканский интерьер

Стилистика марокканского интерьера

Марокканский стиль - актуален во всем мире, его можно встретить в домах известных людей в Европе, в Америке или Австралии. Он прочно удерживает лидирующее место, легко узнаваем и становится весьма популярным в России, особенно в индустрии развлечений, например в оформлении интерьеров ресторанов, баров.

Марокко - страна, расположенная на северо-западе Африки. От Европы ее разделяет 14 км. Гибралтарского пролива. Страна эта уникальна и самобытна, начиная от климатических особенностей и заканчивая культурным наследием. Марокканцы говорят, что в Марокко в один день можно побывать в четырех сезонах. Утром - искупаться в Атлантическом океане или Средиземном море, днем - покататься на лыжах в горах Верхнего Атласа, а вечером - быть в Сахаре.

Стилистика марокканского стиля также многогранна и очень гармонична, несмотря на смешение многих культур (стилей). Это дает простор для дизайнеров и декораторов со всего мира. Побывав в Марокко, я бы назвала эту страну "кладезем идей" для "нашего брата" - декоратора. Для того чтобы понять от куда, что взялось в данном стиле нам нужно немного вернуться к истории.

История стиля

История региона, составляющий современный Марокко, образована взаимоотношениями коренного населения - берберов и различных народов, успешно вторгавшихся в страну. Впервые берберы упоминаются в истории Африки как грабители, подчинившие себе все торговые пути через Сахару, а первыми из чужестранцев были финикийцы, которые основали торговые города на Средиземном побережье (XII в. до н.э.). Позднее их колонии были захвачены и расширены карфагенянами. Во II в. н.э. Римская империя завоевала Карфаген, что привело к господству римлян на Средиземноморском побережье Африки. Наступил период относительного мира. Берберы расселились в городах на побережье и в III в. н.э. приняли христианство.

Правлению Византии положили конец арабы, вторгшиеся в Марокко в 682 г., осуществляя распространение власти ислама. Который существенно повлиял на жизнь магрибцев. Ислам был идеологическим и организационным связующим, для обеспечения караванного пути из Индии в страны Средиземноморья, вдоль берега Красного моря. Он объединил племена и стер различия между ними. На основе создания общего культурного пространства Ислам и художественные традиции разных народов обогатили друг друга, а некоторые национальные жанры и сюжетные линии, например поэтические, приобрели общемусульманское значение. Впитав в себя культуру персов, сирийцев, иудеев, и других народов, населявших завоеванные земли, арабо-мусульманская культура стала единой.

В то время Марокко становится центром империи, охватившей современный Алжир, Тунис, Ливию и большую часть территорий современных Испании и Португалии.

Распад империи начался в XIII в. после вторжения испанцев, а к середине века страну захлестнули беспорядки и гражданские войны между берберами и арабами.

Возрождение Марокко началось XVI-XVII вв. и считается золотым веком для страны, в основном благодаря развитию торговли, ремесла, мануфактурного производства и судоходства, что благоприятно сказалось на развитии искусства и архитектуры. В это время враждующие регионы страны стали объединяться.

Период экспансии на побережье Марокко начинается с вторжения испанцев и португальцев в порт Сеута в 1415 году.

Северная Африка, самая близкая к Европе часть континента, привлекала внимание колониальных держав - Франции, Великобритании, Германии, Италии и Испании. В результате, в конце XIX в. регион оказывается в колониальной зависимости.

Европейские компании и поселенцы занимают наиболее плодородные земли, устанавливают контроль над банками, а также над большинством промышленных и крупных торговых предприятий. Иностранцы добывают полезные ископаемые, строят железные и шоссейные дороги, развивают связь и расширяют порты; строят школы и лицеи, распространяя европейские знания. В то время, основную массу населения составляли - крестьяне, и попытки освободиться от влияния европейских государств были малорезультативными, и к тому же африканские государства были в финансовой зависимости от Европы. И все-таки в 50-60 годы XX столетия североафриканские государства получили независимость.

Значительное влияние на культуру Марокко в этот период оказали Франция и Испания. Франция владела большей частью Марокко, и соответственно внесла наиболее значительный вклад в историю государства.

Первый французский наместник, маршал Луате, с уважением относился к культурным традициям Марокко, он не стал разрушать и перестраивать существующие города, а построил новые - французского типа. Французы не навязывали свои архитектурные каноны. Они оставили нетронутыми старинные кварталы в центре. Сохранились шумные базары, узкие улочки, городские дома с замкнутыми внутренними двориками - традиционные арабские "риады". Во многих домах, спроектированных французскими архитекторами, можно увидеть арабский орнамент - мозаику, выложенную из плиток, деревянную резьбу, фризы со сложной лепниной, деревянные потолки. Подлинный шедевр архитектуры - вилла построена художником Жаком Мажорелем, в 20-х годах прошлого века. После его смерти усадьбу приобрели Пьер Берже и Ив Сен-Лоран. Пройдя длительную реставрацию - дом возродился, удачно соединив ориентализм и модернизм.

Французские архитекторы и ранее участвовали в проектировании зданий различного назначения, на территории современного Марокко.

В Касабланке на берегу океана стоит одна из самых больших и прекрасных мечетей мира - мечеть Хасана II. Это самая западная и вторая в мире по величине мечеть после Мекки. Ее архитектор - француз Мишель Пинсо - даже не был мусульманином.

Значительный вклад в популяризацию марокканского стиля внесли художники - импрессионисты, в частности - Анри Матисс.

Так, что такое длительное пересечение, взаимовлияние и взаимопроникновение разных культур не могли не сказаться на развитии культуры в стране, и как следствие на формировании марокканского стиля. Марокко - это синтез несоединимого, интернационального, современного и неизменного - уходящего вглубь веков.

Марокканский стиль условно можно разделить на два направления: берберский и испано-мавританский (андалузский).

Берберский - простой и лаконичный, немного грубоват по исполнению. Он разительно отличается от пышного испано-мавританского. На протяжении тысячелетий искусство берберов сохраняется в первоначальном - примитивном виде, где основными являются утилитарные задачи. И никакие цивилизации, даже доминирующая - мусульманская культура не смогли оказать на него заметного влияния.

Марокканский стиль предполагает неожиданное разнообразие дизайна: от наивного до утонченного. Использование этого стиля одинаково будет уместно в роскошном особняке и простом жилище. Основным требованием при создании интерьера в данном стиле должны быть импровизация и смелое использование возможностей материала.

Если вам хочется создать уют и внести утонченную экзотику в интерьеры своего дома (и не только) попробуйте использовать Марокканский стиль, и вы не будете разочарованы. А чтобы быть уверенным в своем выборе - давайте подробно разберем составляющие для создания этого стиля и погрузимся в пьянящую атмосферу этой Североафриканской страны.

Колористика данного стиля - это сочетание теплых тонов охры, терракоты, песочного, белого с контрастными - кобальтово-синим, ультрамарином и изумрудно- зеленым. Как акцент - красный, фиолетовый. Основная идея создать вибрирующую игру цвета. Это гармоничное столкновение живых оттенков - действует возбуждающе, задает интерьеру характерную импульсивность.