Планирование офисного пространства

Дизайн офисных помещений

Клиент – ключевая фигура бизнеса, и эта аксиома верна для любого направления. Однако работа компаний строится по-разному. Многие находят для себя варианты организации, благодаря которым клиенты могут вообще не посещать офис. Представители небольших организаций часто сами выезжают на встречи к заказчику. Среди тех, кто редко встречается с клиентами, и фирмы, занимающиеся интернет-продажами.

Несмотря на то, что высокие технологии все чаще принимают участие в работе бизнеса, при построении партнерских отношений большинство предпочитает основываться на прямом общении. Поэтому при проектировании офисного помещения обязательно выделяется территория, предназначенная для приема посетителей.

Самый яркий пример - розничные продажи: в этом случае торговый зал и становится той самой зоной ресепшен для всех посетителей. Кроме того, существует много компаний, которым важно продемонстрировать товар, чтобы заинтересовать покупателя, и не обязательно это должен быть магазин». В данном виде можно реализовать проект офиса для фирмы, занимающейся изготовлением каких-то дизайнерских решений, ателье. Кроме того, банки, автомобильные салоны построены именно по такому принципу.

Трудовые фланги

Несмотря на главенствующую в бизнесе роль клиента, все равно двигателем организации остаются ее сотрудники, для которых необходимо обеспечить достойные условия труда. Планируя рабочую зону офиса, каждая компания исходит из необходимости обеспечить эффективное выполнение бизнес-процессов. Поэтому, определяя набор и площадь помещений, отталкивается от тех функций, которые выполняют сотрудники.

Дизайн офисных помещений

В этом вопросе тоже существуют фирмы, которые довольствуются малым, то есть вообще не разделяют рабочую зону: в одном помещении трудятся все сотрудники офиса - так называемая открытая планировка. Она отличается доступностью, поскольку для обустройства нет необходимости выстраивать перегородки, а также не демократичностью, поскольку все, от подчиненных до начальства работают, в одной команде. Надо заметить, что непосредственная близость коллег облегчает процесс коммуникации, это очень важно, если все сотрудники работают над единым проектом.

Однако на практике этот способ применим только для компаний с небольшим количеством специалистов. «Общая рабочая зона, как правило, не превышает 30-40 кв. м, - поясняет Елена Тепина. - Большинство компаний идут по стандартному пути, разбивая пространство в соответствии с тем числом функциональных подразделений, которые существуют в организации: бухгалтерия, технический отдел, отдел продаж, и т.д.». В качестве альтернативного способа она называет зонирование по проектным группам. Действительно, если над решением задачи трудится определенная команда различных специалистов, то такая планировка будет более удачной, чем функциональная.

Надо заметить, что порой возникает необходимость совместить эти два подхода. Если число сотрудников в отдельном подразделении велико, например большой штат менеджеров по продажам или операционистов, то, объединяя их в одном помещении, работодатель рискует снизить эффективность работы подчиненных. «К сожалению, часто можно встретить офис, где в огромном помещении на американский манер размещены рабочие места более 20-30-ти сотрудников, - замечает Артур Оганян. – Но, несмотря на то, что индивидуальную зону, как правило, отделяют с помощью невысоких офисных перегородок, такие пространства, как выясняется, русскому человеку тяжелы. Конечно, пока сотрудник сидит за столом, его обзор закрыт, но сосредоточиться на работе среди такого числа коллег непросто». По мнению архитектора, необходимо дополнительно разделять большие группы персонала, формируя обособленные кабинеты на 5-7 человек. В этом случае функциональное деление по отделам совмещается с проектным. Сотрудников распределяют в соответствии с теми проектами, над которыми они работают, заказчиками, территориями обслуживания и т.д.

Дополнительно во многих офисах оборудуют зону обсуждения. В работе часто нужно «навалиться» на проблему всем вместе, но для этого необходимо просторное помещение, поскольку площади кабинета не всегда бывает достаточно. Поэтому для проведения совещаний, мозговых штурмов выделяют специальную комнату, при этом ее можно задействовать и для проведения обучающих семинаров, и для празднования корпоративных мероприятий. Поскольку многие компании ограничены в размерах офиса, то для этих целей иногда используют переговорную, которую заранее планируют достаточно просторной.

Кабинеты, согласно стереотипу, сложившемуся в последнее время, - прерогатива руководства компании. Однако в некоторых случаях выделение каждому сотруднику отдельного помещения оправданно. В качестве примера можно привести фирмы, предоставляющие консалтинговые услуги: юридические, финансовые и т.д. В этом случае любой сотрудник выступает в качестве эксперта и сам ведет работу с клиентами.